Организация бизнеса химчистки, химсалона
В советские времена наличие химчистки являлось непременным атрибутом каждого городского района и частью общей структуры бытового обслуживания населения. Предполагалось, что собственные квартиры будут использоваться советскими людьми преимущественно для ночлега (видимо этим же объясняются и их размеры), а все остальное будет вынесено в отдельные учреждения, обеспечивающие обслуживание и питание народа. Для работы – фабрики и заводы, для питания – общественные столовые, для гигиены – общественные бани, для развлечений – кинотеатры и цирки, для стирки – прачечные и химчистки.
Парадоксально, но с развитием частнособственнических отношений начинает складываться похожая ситуация. Только теперь поменялись причины, вызывающие спрос на услуги службы быта и общественного питания. По большей части, все объясняется отсутствием у современного человека времени на приготовление обедов, стирку и уборку.
В этих условиях возвращается такая старая форма услуг как химчистка. Но теперь эта сфера может быть прибыльной и интересной для инвесторов, ведь, по оценкам специалистов, рынок бытовых услуг в целом и химчисток в частности ежегодно прирастает на 25-30%. Теперь открытие химчистки может быть прибыльным бизнесом.
Первое, о чем необходимо позаботиться, открывая химчистку, это помещение, где будут располагаться производственные мощности. Оно должно удовлетворять действующим требованиям по безопасности, т.е. располагаться в отдельно стоящем строении, либо на первом или цокольном этажах общественных зданий в удалении не менее чем за 80 метров от жилых построек. Высота потолков в помещении должна составлять не менее 3-х метров, а его площадь – не менее 100 кв.м. Само собой, что свободное помещение с такими параметрами в центре города найти крайне трудно, поэтому в основной своей массе химчистки практикуют следующую схему работы. Помещение для размещения производственных мощностей выбирается где-нибудь на периферии, а в центре и в крупных городских районах открываются приемные пункты, принимающие и выдающие заказы. Конечно, такая схема увеличивает текущие расходы на оплату труда дополнительного персонала и доставку заказов, но позволяет очень чувствительно увеличить оборот и расширить зону обслуживания бизнеса услуг химчистки.
Самая затратная часть проекта по организации бизнеса химчистки – это закупка необходимого оборудования. Здесь возможны варианты. Можно купить готовую комплексную установку, как правило, это оборудование импортного производства. Стоит такое чудо техники много, но его приобретение в дальнейшем позволяет только закупать необходимые в процессе эксплуатации расходные материалы и подсчитывать доходы, поломки нового оборудования будут происходить крайне редко.
Другой вариант открытия бизнеса химчистки - укомплектовать для начала химчистку только самым необходимым оборудованием, а по мере развития докупать недостающие составляющие. Такой подход позволяет сэкономить деньги на начальном этапе, но, к сожалению, в ущерб качеству услуг. Во всяком случае, расходы на оборудование составят не менее $70000, и нужно учесть, что услуги по монтажу и наладке прибавят к его стоимости еще 15-20%. Монтаж оборудования имеет смысл доверить специалистам. Такую услугу оказывают фирмы, торгующие подобным оборудованием.
Кроме покупки основного технологического оборудования, также потребуется оснащение самой химчистки и приемных пунктов мебелью (прилавками, стульями и т.д.) и инвентарем для обработки заказов.
В процессе работы основными эксплуатационными расходами бизнеса химчистки станут оплата электроэнергии, коммунальных платежей, аренды, покупка химикатов и зарплата персоналу.
Персонал химчистки может состоять из 4-6 человек. Этого количества работников достаточно, чтобы обеспечить работу химчистки средних размеров и оборотов. Важным здесь является уровень профессиональной подготовки сотрудников. Лучше принимать на работу людей с опытом, знающих толк в технологии и материалах. Если таких людей нет, то фирмы, которые продают оборудование для химчисток, обычно предлагают своим клиентам за дополнительную плату провести обучение персонала. На подготовке сотрудников экономить не стоит. Их профессионализм позволит предлагать клиентам услугу высокого качества, что будет работать на имидж компании.
Исходя из этого, нужно строить отношения с клиентурой. Всегда найдутся клиенты недовольные качеством услуг химчистки, поэтому всегда нужно оговаривать все особенности до приема заказа. Подстраховаться можно при оформлении квитанции, ставя клиента в известность о возможных рисках процедур, в особенности, когда на сдаваемой в химчистку одежде отсутствуют указания о допустимых методах стирки и очистки. При возникновении сомнений в том, что химчистка изделия будет безопасной от приема заказа лучше отказаться, чем потом получить множество претензий от клиента.
Открывая бизнес по предоставлению услуг химчистки нужно представлять себе, какой объем услуг могут потянуть производственные мощности и какой объем услуг может быть востребован клиентами. Это позволит оптимально построить маркетинговую кампанию и наиболее эффективно спланировать расходы. Надо также ориентироваться на то, что услуги химчисток наиболее востребованы перед началом осенне-зимнего сезона и именно в это время возможна максимальная загрузка производственных мощностей и, как следствие, увеличение валовой выручки предприятия. Соответственно начинать бизнес химчистки лучше всего в конце лета.
Для продвижения на рынок услуг химчистки важно использовать возможности внешней рекламы, а также промоутерские акции с раздачей листовок и флаеров. В сезон, когда спрос на услуги наиболее высок, в расходах на рекламу нужно не скупиться. В это время рекламой может заинтересоваться наиболее широкая аудитория, воспользовавшись химчисткой один раз, при условии, что услуга понравится, клиент, скорее всего, станет постоянным. В другое время вполне достаточно размещения броских указателей и плакатов на ближних подступах к заведению. Реклама услуг химчистки на телевидении не очень эффективна, хотя, иногда можно разместить свое объявление в бегущей строке на каком-нибудь местном телеканале.
Сроки окупаемости бизнеса химчистки, по мнению большинства специалистов этого рынка, составляют не менее двух лет при средней рентабельности услуг в 10%, но в ряде случаев отмечается, что доходность такого предприятия может доходить и до 40% и срок окупаемости значительно сокращается.
|