Кейтеринг (корпоративное питание)
Организация питания сотрудников корпоративного сектора решается российскими компаниями по-разному. Мелкие фирмы зачастую оставляют этот вопрос на усмотрение самих работников, которые пользуются услугами имеющихся заведений общественного питания, организуют свое обеденное меню за счет продуктов быстрого приготовления или берут готовые обеды из дома. Но со временем такая практика уходит в прошлое и все больше фирм прибегают к услугам кейтеринговых компаний. А средние и крупные компании уже давно пользуются либо своими столовыми, либо прибегают к услугам кейтерингового бизнеса.
Нужно отметить, что спрос на услуги общепита далек от удовлетворения. В Москве на 3187 человек приходится одно кафе или столовая. В то же время, этот показатель для Нью-Йорка составляет одно кафе на 365 человек, а для Парижа и вовсе – на 126 человек. В общем, российскому общепиту есть, куда расти и на кого равняться. Дефицит мест, где можно пообедать, не теряя времени в очередях, порождает спрос на услуги компаний, организующих питание сотрудников бизнес-центров непосредственно в офисах.
На сегодняшний день услугами кейтеринга (приготовления и доставки готового питания) пользуются до 30% российских компаний. Рынок кейтеринговых услуг достаточно обширен, только в Москве его объем составляет $170 млн. При 30-40% годового роста, высокой рентабельности и небольших сроках окупаемости этот бизнес имеет привлекательный инвестиционный потенциал. При этом, устойчивый спрос на услугу наблюдается не только в столице, но и в крупных региональных центрах.
Кейтеринг – это услуга, рассчитанная, прежде всего, на корпоративных клиентов. Основными потребителями услуг являются средние и крупные компании. И, в основном, на них делают свои ставки кейтеры. Дело в том, что для многих предприятий малого бизнеса такие услуги достаточно дороги, а для самих поставщиков готового питания они не представляют значительного коммерческого интереса.
В кейтеринговом бизнесе имеются два вида обслуживания клиентов. Это выездной кейтеринг, когда оказываются услуги по организации банкетов, юбилейных вечеров и фуршетов. Такое обслуживание проводится в формате выездного ресторана и, по словам самих кейтеров, является наиболее рентабельным. Доходность таких мероприятий составляет около 30%, а общая численность людей ежедневно обслуживаемых таким образом доходит до 15000-20000 человек.
Другая категория кейтеринга – это стационарное обслуживание корпоративных клиентов на так сказать «абонентской» основе, т.е. каждодневное приготовление и доставка питания. Прибыльность этих услуг ниже, но за счет их ориентированности на постоянных клиентов они обеспечивают ежедневный доход кейтеринговой компании. А для любого бизнеса очень важным моментом является именно стабильность дохода и постоянная клиентская база.
Основными статьями расходов в кейтеринговом сегменте общепита являются закупка и приготовление продуктов, одноразовая посуда (ланч-боксы) и доставка обедов корпоративным клиентам. Для успешности этого бизнеса важно качество поставляемых продуктов и их приготовления. Из-за растущих цен на основные продукты питания обслуживание на постоянной основе корпоративных клиентов сейчас находится не в самой завидной ситуации, но компаниям желающим оставаться в этом сегменте рынка надолго и иметь устойчивые связи с крупными корпоративными клиентами имеет смысл обращать особое внимание на поддержание качественных показателей на высоком уровне.
Это также будет способствовать повышению конкурентоспособности компании, поскольку почти половина опрошенных потребителей недовольны качеством поставляемых кейтерами блюд и отмечают, что с течением времени у большинства кейтеринговых компаний качество продукции снижается по сравнению с начальным этапом их деятельности.
Еще одним важным моментом для кейтеринга является поиск интересных, с коммерческой точки зрения, клиентов. Здесь важно соблюдение разумного соотношения цена-качество. Стоимость услуг интересна, прежде всего, руководителям компаний-клиентов, а качество тем работникам, для которых будет организовываться обслуживание. Исходить нужно из того, что в среднем компании на организацию питания тратят 2-3 тыс. рублей в месяц на каждого сотрудника. Для рекламы кейтеринговых услуг эффективно использовать рекламу в Интернет, директ мейл, телефонные звонки потенциальным клиентам. При поиске клиентов нужно также иметь в виду, что лучшей рекламой в этом бизнесе будут хорошие отзывы и рекомендации обслуживаемых клиентов.
Важные моменты, которые следует учесть при создании своего кейтерингового бизнеса:
1. Конкурентоспособная цена. Многие компании, в первую очередь, смотрят на цену корпоративного питания. 2. Качество. С этим все понятно, никто не будет долго сотрудничать с компанией, не предоставляющей обеды стабильно высокого качества. 3. Ассортимент. При организации корпоративного питания следует предоставить постоянно обновляющееся меню, с возможностью выбора из нескольких блюд. 4. Время доставки обедов должно соответствовать заранее оговоренному, постоянные задержки приведут к потере клиентов.
Самым сложным в организации кейтерингового бизнеса является обеспечение стабильного качества во всем, начиная от блюд и заканчивая доставкой. Корпоративные клиенты готовы платить деньги, но при этом предъявляют повышенные требования к предоставляемым услугам. В одной компании нужно успешно сочетать качественную и при этом недорогую кухню с разнообразным меню, грамотную логистику, обеспечивающую стабильность доставки, свой небольшой автопарк, вежливое обслуживание. Не так просто обеспечить четкую работу механизма под названием кейтеринговая компания.
Только треть сотрудников офисов российских компаний, располагающихся в крупных бизнес-центрах, обслуживаются кейтеринговыми кафе. Для сравнения, американские служащие обеспечены этой услугой на 90%. Этот показатель позволяет говорить, что аналогичный отечественный рынок обладает колоссальным потенциалом роста, и услуги кейтеринга гарантировано будут востребованы российским компаниями.
|