В воздухе витает ожидание кризиса, многие стали серьезно беспокоиться об этом, особенно это касается тех, кому есть что терять, предприниматели как никто другие относятся к их числу. Я довольно много в последнее время читал разных мнений о кризисе, доминирует мнение, что бизнесу следует обратиться к опыту 1998 года. Считаю, что это только частично верный подход, если кризис и будет, то не такой как в 1998 году. Скорее всего, это будет управляемый кризис, так называемая мягкая посадка, которая будет длиться долго и восстановление экономики тоже будет не быстрое. Резервы государством накоплены не малые и при разумном расходовании их хватит на год - два недопущения развития быстрого кризиса. Как в кризисной ситуации действовать малому бизнесу, что ожидать от возможного кризиса?
Малый бизнес во время кризиса оказывается в двойственном положении, с одной стороны, кризис больнее всего бьет именно по небольшим компаниям, у которых нет резервов. С другой стороны, в отличие от больших монстров малые предприниматели наиболее гибко ведут себя на рынке, а многие ниши, в которых они работают, востребованы и во время кризиса. Выживет небольшая компания или нет - зависит от многих факторов, в частности, от качества работы в докризисное время и, как уже писал выше, от ниши и от гибкости работы руководителя.
Ситуация сейчас другая, быстрого обвала и быстрого подъема после кризиса ожидать не стоит, также не следует надеяться на рост отечественной промышленности после кризиса. Тогда, в 1998 году, импорт был существенно дороже отечественных товаров, после кризиса многие иностранные компании перестали работать с отечественным рынком. Это расчистило рынок для более дешевых российских товаров, качеством они не отличались, но были более низкой стоимости за счет недорогой рабочей силы и материальной базы, оставшейся еще от СССР. Сейчас ситуация совсем другая, товар произведенный в России зачастую дороже импортного! Китайцы все равно сделают дешевле и лучше. Так что у бизнеса, который занят в промышленности такого шанса как в 1998 году просто не будет!
Относительно хорошо во время кризиса будут себя чувствовать компании, занимающиеся бизнесом, востребованным в любое время, так как люди в любое время хотят кушать и ходить в парикмахерскую. Только работать придется лучше, скорректировать в правильную сторону цены и ассортимент товаров и услуг. Также неплохо в любой кризис себя чувствует сфера развлечений, но малый бизнес в этой нише практически не представлен.
Предприниматели, которые развивались осторожно, не влезая в большие долги, будут находиться в более завидном положении, по сравнению с коллегами у которых большая долговая нагрузка. В любом случае чтобы небольшой компании пережить кризис придется начать экономить, урезая необязательные расходы. Кризис позволит выжить только самым лучшим, кто хорошо работал и до кризисных явлений, у того останется достаточно клиентов.
Что же мы имеем в итоге, что можно ожидать, а чего нет? Не будет такого стремительного падения курса рубля как в 1998 году, вообще неожиданного, резкого падения экономики не будет, относительно плавное снижение и длительный кризис, вот этого стоит ожидать и к этому готовиться. Будет снижения спроса и потребления, в некоторых отраслях, таких как строительство и недвижимость, возможен более сильный спад. Возникнут сложности с кредитованием бизнеса, перекредитованием существующих кредитов.
Что делать малому бизнесу, если «гром грянет»? Стоит отметить, что многое делать надо было ранее или предпринимать шаги теперь, а не ждать пока финансовые показатели станут ухудшаться. Итак, осторожность, оптимизация всех бизнес процессов и трат, качественная работа, всегда востребованные ниши, эти условия позволят малому бизнесу относительно безболезненно пережить возможный кризис.
|