Антикризисный менеджмент, бизнес
Английский термин "turnaround" перевести одним словом довольно трудно. Дословно это означает "поворот на 180 градусов", а в деловой лексике он означает преодоление кризиса в компании, возвращение бизнеса к прибыльности и устойчивости. И этот процесс сам по себе - очень большой и прибыльный бизнес. Сами подумайте: вы покупаете почти банкрота за символическую цену, в течение года выводите приобретенный бизнес в прибыль и продать такой бизнес можно уже в несколько раз дороже. Людей, которые занимаются таким бизнесом и "вытаскивают" почти обанкротившиеся компании, в английском языке называют "company doctors", в русском языке ничего кроме "антикризисный менеджмент" я подобрать не смог. Сейчас этот бизнес может быть вдвойне актуальным, так как во время кризиса будет продаваться много компаний находящихся на грани разорения, но имеющих неплохой потенциал для развития. Из покупки таких компаний можно будет извлечь немалую выгоду. Теме антикризисного менеджмента будет посвящено несколько статей, в первой статье я постараюсь показать процесс диагностики и практические подходы для возвращения компании к прибыльности.
Прежде всего надо отметить, что ситуация, когда нужно вмешательство, характеризуется уменьшающимся притоком наличности в бизнес в результате продаж или другой активности предприятия. Cash is king - говорят англичане, наличность - король бизнеса. Сейчас, в условиях, когда банки практически перестали кредитовать малый и средний бизнес это правило в полной мере справедливо и для нас. Компания, торгующая в кредит может показывать значительную прибыль на бумаге, но в действительности недостаток наличности может поставить ее в сложное положение. Такая ситуация может возникнуть не только во время финансового кризиса, который мы наблюдаем сейчас, но и в обычной ситуации, когда спрос на продукцию компании внезапно возрастает и она быстро расширяет свой бизнес, не подкрепляя его достаточными ресурсами наличности. Это называется "кризис роста".
Какие задачи стоят перед антикризисными менеджерами, которые решили предотвратить банкротство бизнеса? Самый популярный метод – сокращение затрат любой ценой, что можно сделать в достаточно короткие сроки. Но это не совсем верно, надо подходить к преодолению кризиса в компании системно. Антикризисные действия по успешному преодолению кризиса в бизнесе должны предприниматься как на тактическом, так и на стратегическом уровне. Существует четыре главные задачи, которые необходимо решить антикризисному менеджеру:
• взять под контроль и преодолеть существующий кризис (стабилизация кризиса, роль лидера); • заручиться поддержкой коллектива и существующих топ менеджеров; • решить главные проблемы бизнеса (стратегическое направление, организационные изменения, существенной улучшение бизнес процессов); • обеспечить финансирование будущего развития бизнеса (финансовая реструктуризация).
Другой подход к ситуации предлагает рассматривать ее в четыре фазы:
• фаза анализа; • фаза решения неотложных задач; • фаза стратегических изменений; • фаза роста.
Какова диагностика кризисных тенденций в бизнесе? Как в случае с больным человеком, надо различать симптомы и причины. Головная боль и высокая температура - симптомы болезни, но не главная причина, и тот доктор, который будет лечить пациента от симптомов, может в результате получить мертвого пациента. Точно так же может произойти и с бизнесом. Одна большая разница, однако, состоит в том, что иногда для выздоровления компании нужна благоприятная поддержка со стороны коллектива. Поэтому иногда перед антикризисным менеджером стоит задача, прежде всего, убедить работников в правильности предпринимаемых шагов, в том что эти действия принесут в будущем пользу как компании так и ее сотрудникам.
Кто может скорее увидеть симптомы "болезни" бизнеса: менеджеры или сторонний специалист? Казалось бы глупый вопрос: конечно же те, кто знает компанию изнутри - ее менеджеры. Парадокс заключается в том, что все наоборот. Человек со стороны увидит проблемы скорее. Психологически менеджеры противятся признанию своих собственных ошибок или ошибок компании, ведь это значило бы признание собственной некомпетентности и ошибок. Часто эту ситуацию сравнивают со "сваренной лягушкой". Если лягушку бросить в горячую воду, она немедленно выскочит, потому что ощутит жар. Если же ее поместить в сосуд с холодной водой и постепенно ее нагревать, что она, не заметив перемены температуры, сварится заживо.
Говоря о симптомах кризиса, можно выделить несколько позиций, с которых их можно определить:
1. Человек с улицы заметит прежде всего: уход грамотного директора, безнадежно устаревшая продукция. 2. Собственник: ускоренная смена руководства компании; повторяющийся неудачный запуск продукта на рынок; несогласие среди менеджеров по поводу стратегии предприятия. 3. Поставщики или покупатели: ухудшающиеся условия торговли; задержка с оплатой счетов; плохое моральное состояние работников. 4. Работник компании: постоянные совещания руководства; паралич менеджмента, неспособность принимать решения и перекладывание ответственности и вины друг на друга.
Это первая статья из цикла по антикризисному менеджменту, в ближайшее время на нашем сайте будут размещены еще несколько статей посвященных этой тематике.
|